ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

    





На начало





Наши баннеры

Журнал "Печатные издания Тобольско-Тюменской епархии"

"Сибирская Православная газета"

Официальный сайт Тобольcко-Тюменской епархии

Культурный центр П.П.Ершова

Тюменский родительский комитет


Воскресение мертвых: по воле Бога... или человека?

Кто не хотел бы жить вечно? Верующие в Бога люди ждут Всеобщее Воскресение. А верующие в современную науку пытаются найти своеобразную альтернативу этому фундаментальному религиозному воззрению большинства жителей Земли…

ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ


итателям православного журнала нет необходимости подробно изъяснять догмат Воскресения мертвых - ведь это основание нашей веры. Напомним, что учение о Всеобщем Воскресении - твердое учение и Нового, и Ветхого Заветов. Вся пятая глава Евангелия от Иоанна посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан. 5:28-30). Христос говорит Марфе перед воскрешением ее брата Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан. 11:25). Но Марфа не удивлена Его словами, она исповедует веру во Всеобщее Воскресение, веру, присущую древнему Израилю: «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». (Иоан. 11:24). Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов. 19:25-28). А пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37).

Весна для верующих людей – очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. Святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» писал зимой 1843 года в Сергиевой пустыни: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся — такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий».

В иудаизме и в исламе тоже существует учение о воскресении мертвых. Его признаки можно найти даже в языческих культах. Есть мнение, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых, именно с ним связана традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть. К примеру, московский профессор Андрей Зубов утверждает: «Что мы видим в этих египетских текстах? Если суммировать, то в них говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека». Захоронения эры раннего палеолита являют нам могилы умерших, наполненные предметами земного быта, очень трудоемкими в изготовлении каменными орудиями труда, богато украшенные цветами (обнаружена их пыльца). Это косвенное подтверждение религиозности самых первых людей. И даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает на мысль: как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считает новосибирский профессор д.и.н. Павел Волков.

ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ

Однако современное человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается впечатление, будто люди и вовсе не думают умирать. Русские религиозные философы и богословы 20 столетия (С. Булгаков, Н. Бердяев, Н. Лосский, И. Тихомиров, Л. Шестов…) и многие западные философы и психологи (К.С. Льюис, К. Юнг, К. Гадамер…) говорили о том, что современная гедонистическая культура является следствием забвения человеком его истинного предназначения, которое не заканчивается пределами земного бытия, а только начинается. Всего несколько десятков лет назад гробы особо уважаемых людей во время похорон несли через весь город. Теперь видим лишь закрытые катафалки. Создана целая похоронная индустрия: умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику… Предоставляется весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершим. А если и соприкасались с ним, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремирования усопших, конечно, может оправдываться дефицитом земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище уже приближается к стоимости квартиры. Но истинные мотивы кремирования могут быть иными...

Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт. 3:19). В законодательстве многих стран мира осквернение могилы считается уголовным преступлением, попирать чужую могилу ногами воспринимается великим оскорблением родственникам покойного. Почему же так, если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших. А православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда явится крест от края небес и до края.

«КРИОКОНСЕРВЫ»…

Итак, мы видим, как глубоко живет в сердцах людей, даже нецерковных, уверенность в воскресении мертвых. Свято место пусто не бывает, и всеобщее оскудение веры в странах христианской цивилизации приводит людей к псевдорелигии. В США в штате Невада уже почти полвека находится основное хранилище человеческих тел корпорации «Алкор» (Alcor Life Extension Foundation), общество крионики ? замораживания умерших. Люди с немалым достатком тешат себя надеждой на всемогущество медицины будущего, которая сможет не только разморозить, но и воскресить человека, излечить неисцелимые болезни. Одними из первых «пациентов» криотория стали: художник Сальвадор Дали, актеры-комики Чарли Чаплин и Дик Джонс, миллиардеры Говард Хьюз, Пол Гетти и Гарольд Хант. Знамени тый мультипликатор Уолт Дисней не умер своей смертью, его заморозили, когда была обнаружена неизлечимая болезнь. В могиле певца Элвиса Пресли нет его тела. Многие считают, что и он воспользовался услугами этой фирмы. Во многих обществах крионики в 1970-х годах разразились скандалы, когда умерших находили на городских свалках. Их выбрасывали, что-бы освободить места. Иногда тела портились во время сбоев электроснабжения и при отказах охлаждающего оборудования.

С 1990-х годов в России состоятельные люди тоже задумываются об идее персонального бессмертия. И также заказывают себе заранее место в крионическом хранилище. Отметим тот факт, что в России на законодательном уровне всерьез обсуждаются проекты выделения отдельных участков земель под эти хранилища. Сознание людей в какой-то степени подготавливалось произведениями культуры и искусства. К примеру, в 1975 году в Советском Союзе был снят известный фильм «Бегство мистера Мак-Кинли». Донатас Банионис сыграл незадачливого человека Мак-Кинли, который захотел попасть в светлое будущее через криокамеру. Денег на это не хватало, но он выиграл их в лотерею, был заморожен и попал в будущее, в котором… шла атомная война! Это, к счастью, был сон. Герой в ужасе проснулся и отказался от своей идеи. Откажутся ли от нее умирающие люди, которые хотят продлить жизнь?

ЭЛЕКТРОННОЕ БЕССМЕРТИЕ

Другими очевидными попытками заменить воскресение мертвых прогрессом науки являются проекты «электронного бессмертия». Еще в СССР фантаст Геннадий Гор пишет роман «Кумби» о душе поэта, заключенной в электронный кристалл. Поэт умер, а кристалл писал стихи. У этого романа интересное продолжение, ибо «полезен всякий смелый эксперимент на пути к решению гигантской задачи создания искусственного психического поля», как считает один из героев этого произведения. Профессор Александр Болонкин, бывший советский диссидент - ныне видный ученый из США, предлагает записывать память человека, его эмоции и переживания, на электронные носители. По его представлениям, информация, как и душа, обладает свойством нематериальности. Поэтому, записав информацию, мы запишем душу человека. В электронных кристаллах «душа» может жить вечно, многократно перезаписываться, быстро развиваться и ничего не забывать, путешествовать с планеты на планету по лазерному или радио-лучу. Электронный человек во многом превзойдет обыкновенного Homo sapiens. И в эволюции человечества обыкновенным людям скоро не останется места. Это основные идеи его книги «XXI век. Бессмертие людей и возникновение постчеловеческой цивилизации».

Интересными идеями наполнено творчество русского религиозного философа Николая Федорова. Его православная терминология, как предупреждает протоиерей Георгий Флоровский, не должна вводить нас в заблуждение. За словами мыслителя о воскрешении мертвых скрывается его главная идея «всеобщего дела». Люди могут преодолеть разобщенность в организации усилий по возвращению к жизни всех умерших людей методами научного прогресса. Это явная любовь к непреображенному человеку и неверие в Воскресение Христа и всеобщее воскресение. Это псевдонаучный проект, облеченный в православную оболочку. Творчество Н.Федорова оказало большое влияние на Л. Толстого, В. Соловьева и многих современников, прежде всего, на представителей русского космизма – К. Циолковского и А. Чижевского. Как видим, утопию Федорова уже пытаются осуществить с помощью современных технологий такие мечтатели, как А. Болонкин.

Запись «душ» людей на электронные носители началась. Сознание людей, готовых принять идею «на ура», в наши дни исподволь подготавливается такими фильмами, как «Газонокосильщик», «Суррогаты». В первом фильме умственно отсталый человек становиться суперменом виртуального мира, во втором - люди отказываются от реальной жизни в своих телах взамен жизни в телах киборгов. Читатели без труда продолжат список зарубежных и отечественных фильмов. Нашумевший «Аватар» погружает зрителя в потрясающий виртуальный мир в 3D формате.

Жизнь главных героев протекает в телах клонов, человекообразных инопланетян – жителей планеты Пандора, за создание которой режиссер Джеймс Камерун получил самые большие доходы в истории мирового кинематографа. Кстати, «Аватар» с санскрита означает «нисхождение». Термин в философии индуизма используется для обозначения нисхождения бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Это перевоплощение, отрицающее саму идею воскресения мертвых. Душа главного героя Джейка Салли, бывшего морского пехотинца, прикованного к инвалидному креслу, в конце фильма переселяется в тело инопланетянина. Жалкое земное тело остается у подножия волшебного дерева…

В душах наших современников возникает очевидный диссонанс. «Душа по природе христианка», – говорит известный апологет Тертуллиан (III в.). Иногда даже неверующие люди, как бы пробудившись от глубокого сна, говорят «Бог видит», «Бог знает», «Бог судия», «Слава Богу»… Похоже, в сердцах современников глубоко живет неосознанная христианская вера. Но в момент пробуждения они столкнутся с идеалами неверия современной виртуальной цивилизации. Смогут ли они очнуться и вернуться к вере своих отцов, на могиле которых - православные кресты?..

Диакон Димитрий Майоров, кандидат богословия,
преподаватель Тюменского Духовного училища

Наверх

© Православный просветитель
2008-24 гг.